Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права, и нести обязанности: конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребёнка. С каждым годом объём дееспособности ребёнка увеличивается. И также как сосуд наполняется жидкостью до верха, дееспособность становится полной к 18 годам, когда несовершеннолетний становится совершеннолетним.
С 10 по 15 октября в Апшеронском социально-реабилитационном центре с целью повышения уровня правовой культуры несовершеннолетних проведена «Неделя правовых знаний».
В течение недели воспитанники знакомились с такими важными международными документами как Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка, учились пользоваться своими правами, не забывая про обязанности. Для того чтобы мероприятия были интересными и информативными, педагоги центра старались использовать различные формы их проведения: викторины, творческие мастерские, брейн-ринги, мастер-классы, игры-путешествия, игровые мультимедийные занятия, практикумы с использованием арт-терапии.
В день открытия Недели с детьми дошкольного и младшего школьного возраста была проведена игра-путешествие «Права сказочных героев». Воспитанники совершили увлекательное путешествие в мир правовых знаний. На каждой станции дети выполняли разные задания: по описанию правонарушения угадывали название сказки, сказочных персонажей, которые по собственной доверчивости и беспечности попали в сложные и опасные жизненные ситуации. Ребята определяли, кто из героев сказки лишён каких прав. В процессе игровых заданий дети учились видеть последствия тех или иных поступков, узнавали, как вести себя в сложных жизненных ситуациях, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона. С удовольствием были разгаданы зашифрованные слова и ребусы. Завершая путешествие, дети посмотрели мультфильмы по правовому воспитанию.
На брейн-ринге «Твои права и обязанности» воспитанники центра «померились» знаниями по основным правам ребёнка, правилам поведения в обществе, с большим удовольствием решали кроссворд-загадку, комментировали «спорные» ситуации, разыгранные мультипликационными героями, используя статьи Декларации прав человека.
Плодотворной была работа ребят в творческой мастерской «Я рисую свои права» по созданию правовых плакатов «О правах играя». В группах была организована непосредственная образовательная деятельность «Мы и наши права». В совместной деятельности воспитанники учились взаимодействовать, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
В ходе деловой игры «По лабиринту семейного права» мальчишки и девчонки познакомились с правами и обязанностями ребёнка в семье. В результате занятия воспитанники закрепили понятие семья, права и обязанности свои и своих родителей. Усвоили, что у каждого есть право жить и воспитываться в родной семье, право на заботу со стороны родителей, а также, что помимо прав есть ещё и обязанности.
Социальными педагогами был проведён ряд мероприятий: интеллектуальная игра «Имею право», беседа «Ребёнок в правовом государстве», викторина «Твои права и сказочная страна», онлайн-тест «Правовые термины в ребусах», познавательное занятие «Все люди разные, но права одинаковые». Освещены юридические вопросы, связанные с учёбой, уголовной и административной ответственностью, а тестирование «Я – гражданин России», показало достойный уровень знаний ребят о государственной символике.
Комплексное мероприятие педагогов-психологов «Подросток и закон» прошло в форме соревнования с использованием мультимедийных технологий. Проведена увлекательная викторина, посвященная Всероссийскому дню правовой помощи детям, конкурс капитанов «Знаете ли вы закон?». В ходе показа мини-сценок обсуждались вопросы противоправного поведения подростков, где воспитанники с неподдельным интересом сами пытались решить конкретные жизненные ситуации на примере правовых задач.
Итоговым мероприятием недели правовых знаний стала игровая программа в формате «Поля чудес» – «Права и обязанности человека», в ходе которой ребята закрепили знания Конвенции о правах детей, повторили правовые термины. Победителей и финалистов игры ждали сладкие призы.
В течение недели были распространены буклеты, содержащие сведения о должностных лицах, осуществляющих деятельность по защите прав детей и информацию о правах ребёнка.
Таким образом, проведённые мероприятия с несовершеннолетними пополнили знания о правах и обязанностях граждан, сформировали знания о правах ребёнка в семье, в обществе, показали, как важно научиться использовать правовые знания в реальной жизни, преодолевать трудности и не совершать правонарушения.
Стрелкина Е.Н., педагог Апшеронского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних