Отчет о результатах самообследования ГКУ СО КК “Апшеронский СРЦН” за 2020-2021 учебный год

В 2020-2021 учебном году работа учреждения осуществлялась в рамках Устава социально-реабилитационного центра и соблюдением Национального Стандарта Российской Федерации.

Учреждение в установленном законодательством порядке осуществляло следующие виды деятельности:

  • совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;
  • обеспечивало временное проживание несовершеннолетних с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
  • осуществляло круглосуточный приём и размещение несовершеннолетних, активное содействие в адаптации их к новой обстановке и коллективу;
  • уведомляло родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и  другие органы системы профилактики о нахождении несовершеннолетних в учреждении;
  • разрабатывало и реализовало индивидуальные и групповые программы социальной и комплексной реабилитации детей.
  • В состав учреждения входят 2 структурных подразделения: приемное отделение с карантинным блоком и отделение диагностики, социальной реабилитации и дополнительного образования.

Основной целью деятельности отделений являлось оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых и иных социальных услуг несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности (трудная жизненная ситуация, социально опасное положение), признанным нуждающимися в социальном обслуживании (социальной  реабилитации).

2020-2021 учебный год, в условиях пандемии коронавирусной инфекции был довольно  не однозначным годом  по сравнению с предыдущими годами.  В этот учебный год  дети стали носить защитные маски, часто мыть руки, как взрослые,  так и дети научились ценить здоровье.

Из-за санитарных ограничений воспитанники перестали ходить в библиотеку, художественную галерею, стали гораздо реже ходить в музей, нет возможности сводить детей на предприятия города в рамках профориентации, в парки и много чего другого, что перестало работать в условиях пандемии.  Некоторые формы работы  приобрели другой формат: мы научились снимать видеоролики, обучаться и общаться  через интернет. Решать массу вопросов посредством интернета. Для педагогов становится  реальностью наглядное обучение с использованием различных опытов. Т.е.,  с приходом пандемии жизнь в центре не остановилась. Педагоги ищут все новые и новые методы работы с детьми, количество которых в нашем центре никак не сократилось. Как были семьи, нуждающиеся в особой поддержке государства, так и остались.

В   2020-2021 учебном году было обслужено 111 детей. Из них 82 ребенка, чьи семьи находились в трудной жизненной ситуации и 29 детей, чьи семьи находились  в социально-опасном положении.

Основаниями для поступления были: конфликты с родителями, отказ родителей от выполнения обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей, бродяжничество детей, смерть родителей (законных представителей), нахождение в учреждениях закрытого типа (тюрьма), низкий материальный достаток, не позволяющий в достаточной мере  ухаживать за детьми, насилие в семье и много другое. Это те основания, когда органы системы профилактики были вынуждены вмешаться, чтобы не допустить беды. По результатам статистики с сентября в учреждение по ходатайству органов опеки поступило 8 несовершеннолетних, по акту  инспектора ОПДН «О помещении в специализированное учреждение» помещено – 32 человеа, по ходатайству УСЗН – 7 человек,  по заявлению родителей – 49 детей,  по личному заявлению несовершеннолетних поступило – 11 ребят, по ходатайству  КДНиЗП – 1 ребенок и 3 несовершеннолетних были переведены из других реабилитационных центров Краснодарского края.  Традиционно дети  в реабилитационный центр поступали из муниципальных образований Краснодарского края. Лидирующие позиции у Апшеронского района- 47 человек, следом идет город-курорт Сочи – 8 человек, далее Туапсинский район – 6 человек, из г. Горячий ключ – 5 детей, Курганинский район – 4 человека, по 3 ребенка из Армавира и Лабинского района, 2 подростка из Крыма и по 1 ребенку из Белореченского и Мостовского  районов.

Пройдя курс социальной реабилитации, где ребятам кроме социально-педагогических и психологических услуг оказывали бытовые трудовые, медицинские услуги дети выбывали  из реабилитационного центра. За это период в родные семи выбыло – 56 детей, возвращено в опекаемую семью -2 ребенка, переведены в другие реабилитационные центры Краснодарского края – 4 несовершеннолетних,  в учреждение закрытого типа (ЦВИНП) переведен 1 чел. (Лукьянцов), по решению суда отбывает наказание -1 несовершеннолетний (Цыркунов А.) по совершеннолетию – 1 несовершеннолетний (Пешехонов А.), определено под опеку – 5 несовершеннолетних, в приемную семью – 1 ребенок, оформлено под предварительную опеку – 10 несовершеннолетних, под патронат ушли 4 ребенка. Специалистами по социальной работе, социальными педагогами центра медицинскими работниками была проведена большая работа по сбору пакета документов на каждого ребенка для  прохождению процедуры медико –социальной экспертизы и  психолого-медико-педагогической комиссии с целью жизнеустройства несовершеннолетних. Кроме того, специалистами по социальной работе двоим несовершеннолетним (Корнюшенко) были оформлены паспорта,  Кузнецову Владу  – СНИЛС, Дерпишевой и Кузнецову – мед. полис. Кроме того, специалистами по социальной работе осуществлялась тесная связь, как с родителями, так и со специалистами субъектов системы профилактики. В их адреса было направлено -304 информационных письма. Проведено 367 консультаций с родителями и их детьми по правовому просвещению: «Осуществление родительских прав», «Права и обязанности родителей в РФ»,  «Бродяжничество подростков. Профилактика», «Лишение и ограничение родительских прав и их последствия», «Правила противопожарной безопасности»,  «Права и обязанности опекунов», «Оформление ребенка в детский сад», «Как получить социальные выплаты» «Факторы влияющие на состояние здоровья детей»  и др.

В период  пандемии забота о здоровье стала главным направлением, поэтому в соответствии с требованиями в учреждении был обеспечен жесткий медицинский контроль за состоянием здоровья детей и выполнением санитарных требований по недопущению коронавирусной инфекции.

По результатам диспансеризации, проведенной  в апреле, выявлен  достаточно высокий уровень сезонного здоровья воспитанников. В разы сократилось количество простудных заболеваний у детей и подростков реабилитационного центра.   Благодаря всем профилактическим мероприятиям ни один ребенок не заболел коронавирусной инфекцией.

Педагоги, заботясь о здоровье детей, помимо соблюдения обязательных требований в период пандемии, в октябре приняли участие в анкетировании  Благотворительного фонда Тимченко о влиянии мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на деятельность системы профилактики сиротства в Российской Федерации.

С целью обезопасить окружающих от опасных заболеваний  в сентябре и октябре была успешно проведена вакцинация сотрудников от сезонного штамма гриппа. Сейчас персонал учреждения вакцинируется от коронавирусной инфекции COVID-19, которая страшна своими смертельными показателями и последствиями после перенесенной болезни.  На сегодняшний день провакцинировано от COVID-19 -68  работников учреждения.

Свою лепту в здоровье воспитанников внес и социальный педагог, ответственный за профилактику наркомании, табакокурения и алкоголизма Сидоров Н.Н.. В течение года им было организовано 5 встреч с инспектором ОПДН отдела МВД России по Апшеронскому району А.С. Небеснюк и 3 встречи с врачом-наркологом С.И. Артюховым где были рассмотрены вопросы недопущения употребления ПАВ, а также вопросы уголовной ответственности за употребление и распространение наркотических веществ. Проведены с детьми 3 спортивных  соревнования, организовано 2 игры по волейболу и по футболу, проведено 2 тематических конкурса рисунков «Мы за здоровый образ жизни» и 1 конкурс к Международной неделе здоровья.  Регулярно, на занятиях по программе  «Мой выбор» педагог рассказывал детям о пагубном влиянии психоактивных веществ. Кроме того, воспитанники центра под руководством Сидорова Н.Н. приняли участие   во всероссийском конкурсе социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе».

Военно-патриотическое  и духовно-нравственное воспитание всегда  считались приоритетными направлениями в воспитании подрастающего поколения. Наше учреждение всегда придерживалось именно этой позиции. Вся работа по патриотическому воспитанию была нацелена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей. Социальным педагогом Сидоровой Е.В., ответственной за данное направление в течение года было налажено взаимодействие с Апшеронским хуторским казачьим обществом. В рамках взаимодействия воспитанники неоднократно посещали патриотический центр по подготовке допризывной казачьей молодежи «Казачий кордон» г. Апшеронска,   где ребятам дали возможность пострелять из пневматической винтовки, покататься на лошади, посоревноваться в силе и ловкости на турниках, поиграть в командный футбол.  В преддверии 324-й годовщины основания Кубанского казачьего войска была организована встреча представителями Апшеронского хуторского казачьего общества, посещен  памятник погибшим казакам ст. Апшеронской в городском парке «Юность», проведена тематическая беседа об основании ст. Апшеронской и конкурс рисунков «Моя любимая Кубань». Неоднократно, в течение года, при смене экспозиций, воспитанники  под руководством Елены Васильевны посещали историко-краеведческий музей.

2020 год – был годом празднования 75-летия освобождения России от немецко-фашистских захватчиков. В конце 2020года  и на протяжении 2021 года, в учреждении был проведен ряд мероприятий, знакомящих воспитанников с событиями Великой Отечественной войны: это и беседы в рамках программы «Патриот», в том числе и об освобождении Апшеронского района от немецко-фашистских захватчиков, уроки-мужества, посещение и  оказание помощи ветерану Великой Отечественной войны Виктору Ильичу Мазееву, которому в этом году исполнилось 97 лет, неоднократные уборки территории памятника погибшим воина в с.Черниговское. В преддверии Дня Победы воспитанники приняли участие в краевой акции «Спасибо за победу и прадеду и деду», в акции «#Синий платочек», во Всероссийском конкурсе «Письмо солдату» (съемка видеороликов), Международной олимпиаде «Нам этот мир завещано беречь» и других патриотических конкурсах, викторинах, олимпиадах. Музыкальным руководителем Скородумовой А.К. и педагогом дополнительного образования Дергачевской И.А. подготовлен и проведен праздничный концерт «Солдатам Победы с благодарностью». Воспитатели с детьми приняли участие в конкурсе рисунков.   И во всех мероприятиях воспитанники активно принимали участие. И в этом заслуга всех наших педагогов. Вы прекрасно понимаете, что воспитание патриотизма всегда начинается с идеологической работы, которая достойно проводится в нашем учреждении. Пропаганда образа  русского воина, единого народа, гордости за свою страну уже начинается со знакомства с профессиональными праздниками военнослужащих, тематических спортивных соревнований, приуроченных ко дню  Защитника Отечества, к международному дню солидарности молодежи, с бесед, конкурсов рисунков и сочинений: «В единстве – наша сила!», «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мир!», «В мирной жизни всегда есть место подвигу», «Дети – герои нашего времени»  и др., с толерантного  отношения к людям разных конфессий, уважительного отношения к инвалидам и людям преклонного возраста. Этому были посвящены беседы «Доступная среда для всех»,  «Основы Конституционного права и свободы  граждан России в области  межэтнических и межконфессиональных отношений», «Толерантность – путь к миру» и др. В настоящее время много мероприятий посвящено противодействию экстремизма и терроризма. Социальным педагогом Е.В. Сидоровой  были проведены: «Экстремизм и терроризм – угроза человечеству», оказано содействие в проведении беседы с инспектором ОПДН отдела МВД России по Апшеронскому району Небеснюк А. С.,  представителем Отдела по делам молодежи администрации МО «Апшеронский район»  Рыкуновой А. А.,  лейтенантом полиции Группы охраны общественного порядка Поповой А. Ю. на тему:  «Уголовная ответственность за действия экстремистского характера», проведен конкурс рисунков и плакатов: «Молодежь ЗА культура мира, ПРОТИВ  экстремизма», оформлен тематический стенд в учреждении.

Также  в течение года активно велась просветительская работа. Ежемесячно воспитанникам вручались буклеты и памятки: «Терроризм – угроза обществу», «Битва за Москву», «День народного единства», «Курская битва», «Кубанское казачество», «Мы за  толерантность!», «3 декабря Международный день инвалидов, «12 декабря – День Конституции России», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская  битва», «Афганская война», «Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, покоривший космос», «История Георгиевской ленточки», «История празднования Дня Победы».

С целью пропаганды патриотического воспитания в течение года педагог сотрудничала с атаманом с Апшеронского казачьего общества А.Н. Волошиным, с инспекторами ОПДН Небеснюк А.С., с тренером-преподавателем детско-юношеской спортивной школы «Олимп» Горяевым В. М., с председателем комиссии по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи при Совете ветеранов Апшеронского района Сидоренко Г. П., представителем Отдела по делам молодежи администрации МО «Апшеронский район»  Рыкуновой А. А.,  лейтенантом полиции Группы охраны общественного порядка Поповой А. Ю.  и,  конечно же с ветераном ВОв Мазеевым В.И.

Ведь уважение к старшему поколению идет от души, духовно-нравственного воспитания человека. В нашем учреждении за это направление отвечает руководитель физического воспитания Е.Н. Стрелкина.

Да, пандемия внесла свои коррективы в работу учреждения. Сократилось количество встреч со священнослужителями. Еще недавно частыми гостями в нашем учреждении были воспитанники воскресных школ Свято-Покровского  и Свято-Рождественского храмов, мы имели возможность посещать монастырь Нерушимая стена, принять участие в православных фестивалях, а теперь наше общение свелось к встречам с настоятелем Свято-Покровского храма и посещением одноименного храма. В 2020-2021 учебном году 9 раз воспитанники в дни православных праздников  имели возможность посетить храм и пообщаться с настоятелем церкви. Взамен посещения библиотек, куда ребята ходили с удовольствие тематические занятия были проведены непосредственно Еленой Николаевной:  «Мы лучше города не знаем. Мы чувствуем его душой», урок здоровья «100 советов на здоровье», «Легенды и сказания Кубани»,   литературная игра «Жила-была сказка», правовой час «Закон, по которому мы живём», игра-путешествие «Сказок мудрые уроки», этикет-игра «Волшебных слов чудесный мир», час фольклора «Рождественский переполох»,  час этикета «Школа вежливых наук», тематический час «О Родине, о мужестве, о славе» и др. Также,  коррекционно-реабилитационная работа  велась по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе   «Лампада».

Выбор будущей профессии напрямую зависит от информированности несовершеннолетнего. Проф.ориентационная работа, которой в нашем учреждении  занимается социальный педагог Гладков В.Л.,   дает определённые знания, которые впоследствии могут   пригодиться, когда ребенок станет перед выбором по окончании школы.

Реализация программы «Я выбираю» (знакомство с профессиями), дважды в год взаимодействие с Центром занятости населения в Апшеронском районе в рамках профессионального тестирования  несовершеннолетних, взаимодействии с ГУ Южным Банком РФ, участие в уроках и вебинарах по  финансовой грамотности («С деньгами на «ТЫ» или «Зачем быть финансово грамотным?», «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами»  и другими)., участие в конкурсах «Я выбираю безопасный труд», «Деньги не игрушка» все же не дают до конца детям понять важность выбора профессии.  Отсутствие в этом учебном году экскурсий на предприятия и в учебные заведения способствует несформированности понятий несовершеннолетних о приобретении профессии в принципе. В будущем учебном году, скорее всего, будет возможность возобновить экскурсии, в том числе и на предприятия Краснодарского края в целом.

Организация досуга воспитанников занимает не маловажное место в реабилитации несовершеннолетних. Основным показателем вовлечения является участие воспитанников в социально-значимые мероприятия при значительной поддержке педагогов.

В течение года в соответствии с планом  воспитательно-реабилитационной работы на учебный год  музыкальным руководителем Скородумовой А.К. и педагогом дополнительного образования Дергачевской И.А. при  непременном участии педагогов учреждения традиционно были проведены  «Первый раз в первый класс»,   «Профессии прекрасней нет на свете…»,  «Осенний переполох», ряд мероприятий, приуроченных ко Дню матери (праздничный концерт «Мамины глаза», конкурс сочинений «Нет тебя дороже», выставка детского творчества «Подарок для мамы»), ко Дню инвалида (спортивные соревнования, беседа «Мы все равны», конкурс рисунков «Доступная среда»), новогодние утренники (где была поставлена сказка «По щучьему велению»), а также новогодние и рождественские мероприятия в период новогодних каникул; праздничные концерты ко Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню, ряд мероприятий ко Дню Победы, ко Дню Семьи и другие мероприятия, которые дополнялись комплексом воспитательных бесед викторин, выставок, конкурсов рисунков и прочих форм работы.

Кроме того, в 2020-2021 учебном году наши педагоги вместе с детьми, впервые приняли участие в краевых акциях «# День ребенка 2020», «Веселый каламбур», «Поздравительная открытка с Новым годом», «Спасибо за Победу и прадеду и деду…», где впервые мы сами снимали тематические видеоролики. Можно уже сказать практически на профессиональном уровне. Ведь работы были оценены конкурсными комиссиями по достоинству и принесли учреждению 1 и 2 места. Кроме того, при непосредственном участии педагогов ребята приняли участие  более чем 92 конкурсах различного уровня (это всероссийские, международные, краевые, муниципальные). В 51 конкурсе  70 воспитанников стали победителями. Для этого большая работа была проведена педагогами с детьми в кружковой деятельности. 48 объединений дополнительного образования учили детей вязать, изготавливать поделки из бросового материала, бумаги, дерева, ткани, лепить, рисовать и так далее.

Показателем профессионального педагогического мастерства стали победы  в 41 конкурсе всероссийского, международного  и краевого уровней. Наиболее значимыми были конкурсы: «ТОП-Блог» на платформе «Россия страна возможностей» (Пура Е.В.), Второй Чемпионат России по профессиональному мастерству среди работников учреждений социальной сферы -2020» (Зубкова О.Н.- и заняла 4 место (разница с 3 местом в 1 балл),  Всероссийский конкурс объединения многодетных семей России «Крылья Ангела» ( Стрелкина Е.Н.,  рисунки вошли в памятную книгу-альбом «Крылья ангела») и Всероссийский конкурс Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Вектор детства» (Стрелкина Е.Н.), международный конкурс «Страницы семейной славы» (Молчанова Н.В.).

Значимым для учреждения является конкурс педагогического мастерства «Я – профессионал», который стал уже традиционным для нас. В 2021 году победителем стал инструктор по труду Немелинцев К.А., набравший наибольшее количество баллов  в трудной борьбе.

По итогам воспитательной работы в течение года педагог Стрелкина в районную газету Апшеронский рабочий направила 41 статью о деятельности учреждения.

В связи  с пандемией 2020-2021 учебный год стал наиболее насыщенным на обучающие мероприятия, проводимые в сети Интернет, в которых приняли участие наши педагоги. Начиная с сентября, педагоги центра приняли участие в 28 обучающих мероприятия: в вебинарах, семинарах, супервизиях, конференциях на платформе ZOOM, и это не считая семинаров, проводимых у нас в учреждении и курсов повышения квалификации. Самая разнообразная тематика обучающих мероприятий была представлена педагогам:

  1. «Игровые технологии и их преимущества в образовательном процессе».
  2. «Куклотерапия детских страхов».
  3. «Коллегиальное взаимодействие как фактор профессионального развития».
  4. «Формирование полоролевой идентификации детей».
  5. «Проблемы и перспективы развития современного образования»
  6. «Конфликтное и деструктивное поведение подростков в СРЦН. Способы психолого-педагогического вмешательства».
  7. «Инновационные технологии социальной работы с детьми с девиантным поведением».
  8. «Профилактическая работа по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в подростковой среде как составная часть комплексной безопасности учреждения».
  9. «Успешные муниципальные практики комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по интеграции ресурсов в интересах детей».
  10. «Профилактика терроризма и экстремизма в образовательной организации».
  11. «Использование современной образовательной технологии дополненной реальности в работе с детьми дошкольного возраста».
  12. «Личностные качества педагога дополнительного образования как основа его профессионализма».
  13. «Как стать проводником эмоций для ребенка».
  14. «Финансовая грамотность несовершеннолетних».
  15. «Страхи и тревоги детей и взрослых».
  16. «Сетевое взаимодействие детского дома-интерната и образовательных организаций».
  17. «Развитие эмоционального интеллекта, как залог успешности отношений».
  18. «Сетевой (цифровой) этикет: правила делового общения в социальных сетях».
  19. «Компьютеры, гаджеты, интернет: плюсы и минусы использования несовершеннолетними. Влияние на здоровье и психику».
  20. «Особенности гендерной социализации детей из неполных семей в условиях стационарного учреждения для несовершеннолетних».
  21. «Как провести дистанционное занятие и записать мастер –класс».
  22. «Риски, окружающие подростка. Новый взгляд на систему воспитательного и психологического сопровождения».
  23. «Профессиональная компетенция педагога в сфере прав ребенка».
  24. «Дополнительное образование, как средство формирования всесторонне развитой личности».
  25. «Уважение личности ребенка» – что это, как это?».
  26. «Литература, как средство патриотического воспитания».
  27. «Формирование семейных ценностей через использование эффективных форм работы в процессе реабилитации несовершеннолетних»

Также педагоги повысили свою квалификацию на курсах повышения квалификации

13 педагогов обучились, в том числе и на базе краевого методического центра по темам:

  • «Здоровьесберегающие технологии в реабилитационном вопросе»;
  • «Профилактика девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних»;
  • «Педагогика, психология и методика дополнительного образования детей и взрослых»;
  • «Медиация и медиативные технологии в работе с несовершеннолетними»;
  • «Социально-педагогическая и социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних»;
  • «Исцеление внутреннего ребенка»

Кроме того,  к обучающим мероприятиям относится и техническая учеба,  проводимая ежемесячно в нашем центре. В  этом учебном году  слушатели были ознакомлены с такими вопросами как:

  • «Требования к режиму дня и организации воспитательного процесса (“Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”от 9 февраля 2015 г. N 8 );
  • «Соблюдение требований  СанПин к организации питания несовершеннолетних»
  •  с письмом МТиСР КК от 10.09.2020г. №20421-14-24460/20 «О работе телефона «горячая линия».
  • «Социальное сопровождение получателей социальных услуг»
  • «Ознакомление с постановлениями губернатора Краснодарского края   «О продлении режима «Повышенная готовность»
  • «Природа появления ВИЧ-инфекции. Профилактика ВИЧ»
  •  «Организация работы учреждения  в каникулярное время».
  •  Ознакомление с письмом МТиСР КК  от 14.12.2020г. №204-12-08-33893/20 «О телефонных мошенничествах».
  • «Действия сотрудников учреждения и воспитанников при возникновении пожара.  Правила использования самоспасателя (УФМС) «Шанс»-Е, правила пользования огнетушителем».
  • «Соблюдение кодекса этики».
  • О реализации программы «Накопительная ипотека».
  • Методические рекомендаций КДН и ЗП «Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других?», «Что делать, если Ваш ребенок вовлечен?», «Руководство по противодействию и профилактике булинга».
  • Знакомство с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами, вступившими в действие  с 1 января 2021 года.
  •  «Ознакомление с письмом №2382 от 12.04.2021г. МО Апшеронский район по действиям сотрудников при поступлении угроз террористического характера посредством электронных почтовых сервисов международной информационно-коммуникационной сети интернет» и другими темами.

Также  во время проведения технической учебы  педагогам предлагалось принять участие в  тех или иных конкурсах, делиться своими наработками в сети Интернет. Активными участниками стали   социальный педагог Сидорова Е.В., педагоги-психологи Чернова М.Б. Зубкова О.Н., воспитатель Пушкинская А.А. Педагоги размещали не только свои конспекты занятий «Спас медовый, яблочный и ореховый», «Сталинград – город –герой», выкладывали статьи «Журнал для подростка, как источник восприятия», «Работа психолога с интернет-зависимыми подростками», «Проблемы подростковых нюдсов», «Защитные стратегии и жизненные сценарии», «Мир эмоций», «Мальчики не плачут или токсичная маскулинность» и т.д.  Статья педагога-психолога Шумковой Н.Н. «Эффективность метода сказкотерапии в работе педагога-психолога с детьми «группы риска» вошла в сборник статей 4 международной  научно-практической конференции «Управление и экономика: исследование и разработка» за 2021 год. Статья А.А. Пушкинской «Проблемы семейного воспитания. Инновационный педагогический опыт воспитателя ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН» опубликована в сборнике «Современный педагог». Напечатана статья  Стрелкиной Е.Н. «Территория ДОБРА» в московском издании –  газете «Мир детей и подростков» издательства детской литературы ООО «Рось-А». Педагог-психолог Чернова выступила на краевом семинаре «Куклотерапия детских страхов».

В течение учебного года педагогами было проведено 8 семинаров различной тематики («Педагог  и ребёнок: проблемы общения», «Здоровый образ жизни – обсуждаем с коллегами», «Как развивать творческий потенциал в себе» и другие). В настоящее время мы готовимся к проведению краевого семинара на платформе ZOOM «Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагогов сферы социального обслуживания».

Кроме того было проведено 42 открытых занятия. Наиболее яркими были: занятие воспитателя Мухомор Я.В  «Вода – это жизнь», воспитателя Цинкаловой Н.А. «Семья –это то, что с тобой всегда», социального педагога Мамонтовой О.А. «Как хлеб на стол пришел», руководителя физ.воспитания Стрелкиной «Благовещание пресвятой Богородицы», инструктора по труду Немелинцева «Изготовление искусственного гнездовья», социального педагога Сидоровой «Дети-герои нашего времени».

Показателем качества работы является наличие квалификационной категории. На сегодняшний день из 46 педагогов 29 человек (63%) имеют квалификационную категорию. Из них 16 человек имеют первую квалификационную категорию  и  13 педагогов высшую категорию. В этом учебном году процедуру аттестации прошли и проходят Чернова М.Б., Лунина С.Н., Пегливонян М.Г., Маргунова М.В., Шумкова Н.Н., Зубкова О.Н.

Также квалификационные категории имеют социальные педагоги и педагоги психологи, благодаря которым на стадии диагностики выявляются различные психологические нарушения, поведенческие отклонения, психологические зажимы, страхи, склонность к суициду или самовольным уходам и многое другое. Это благодаря психологам мы имеем возможность правильно выстроить работу с несовершеннолетними по их реабилитации.  Свою работу педагоги осуществляют в рамках программы психологической коррекции несовершеннолетних «Шаг навстречу».  В работе были использованы стандартизированные психологические методики «Тест Айзенка. Диагностика личностных особенностей подростка», «Опросник Леонгарда-Шмишека, детская модификация», «Тест школьной тревожности Филлипса»; проективные стандартизированные проективные методики «Полный цветовой тест Люшера», «Тест Сонди (метод портретных выборов)», проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Кактус», «Человек под дождем», «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек»; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Так же в  работе использовались такие методы как беседа, наблюдение, анкетирование.

В коррекционно-реабилитационной работе использовались методы арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, гештальттерапии, проводились психологические тренинги, мозговые штурмы, беседы.

Проводилась психологическая работа с несовершеннолетними, имеющими склонность к суициду. В результате работы повысилась жизнестойкость детей, нивелировались суицидальные мысли, намерения и высказывания детей, повысилась уверенность в себе и своих силах, сформировались представления о будущем, появились устойчивые интересы и стремления.

Также проводилась психологическая работа, направленная на профилактику самовольных уходов детей. Профилактическая работа в этом направлении была эффективной – несовершеннолетних, самовольно покинувших учреждение, не было.

У всех несовершеннолетних, обслуженных в этот период,  отмечалась положительная динамика психоэмоционального состояния, развития коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной сфер личности детей. Дети успешно адаптировались к условиям учреждения. Проводилась психологическая работа по адаптации детей при различных формах жизнеустройства (психологическая подготовка к переводу в замещающие семьи). Проводилась коррекция психотравм, стабилизация детско-родительских отношений в случае конфликта поколений, велась активная работа с родителями несовершеннолетних.

В течение психологи года были активными участниками социально-значимых акций «Стоп! ВИЧ, СПИД!», «Дети инвалиды – тоже дети», международной акции «Синяя лента апреля». «Детский телефон доверия». Традиционным стал выход  педагогов на улицы города с  разъяснением жителям города важности этих акций. Каждому участнику педагоги вручали тематические буклеты. Также, педагогами был реализован социальный проект «Стоп буллинг», где ребят  учили противостоять  травле со стороны сверстников и др.людей.

В течение года педагогами-психологами было обследовано 111 несовершеннолетних. Проведено 109 консультаций с родителями, в том числе и в телефонном режиме, 99 консультаций с несовершеннолетними, оказана экстренная психологическая помощь 67 воспитанникам.

Задача социальных педагогов – помочь ребятам, помещенным в наш центр справиться с трудностями в обучении. Многие ребята имели низкую мотивацию к обучению и, следовательно – низкую успеваемость. В 2020-2021 учебном году   в школу было оформлено 75 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет, из них:

– в 1 класс – 9 человек;

– во 2 класс – 10 человек;

– в 3 класс – 6 человек;

– в 4 класс – 9 человек;

– в 5 класс – 9 человек;

– в 6 класс – 6 человек;

– в 7 класс – 8 человек;

– в 8 класс – 11 человек;

– в 9 класс – 4 человека;

– в 10 класс – 2 человека;

– в 11 класс – 1 человек.

На момент помещения несовершеннолетних в учреждение, 10 детей были не аттестованы по некоторым учебным дисциплинам (русский язык, математика, история, физика и др.). За время нахождения данных несовершеннолетних в центре, с помощью кропотливой работы социальных педагогов у детей наметилась положительная динамика в образовательной сфере, имеющиеся задолженности были погашены. На момент выбытия у 70 учащихся из центра имелись «удовлетворительные» оценки по учебным дисциплинам (русский язык, математика, литература, история, физика), 4 несовершеннолетних имели оценки «хорошо» и «отлично» (Икнадосян К., Гаевская А., Кноблих С., Темиров И.) и одна несовершеннолетняя имела оценки «отлично» по всем предметам (Михайленко К.). В настоящее время в центре находится один несовершеннолетний (ученик 11 класса), который примет участие в сдачи ЕГЭ 2020-2021у.г.

Учащиеся Бычков И., Бычкова М., Кноблих М. прошли психолого-медико-педагогическую комиссию, которая определила им надомное  обучение по адаптированной программе. Также, было назначено обучение по адаптированной программе   Бычкову Ивану, Лопушанской Татьяне и Галине, а также дошкольнику Елкину Андрею. Отдельная благодарность социальным педагогам за сопровождение несовершеннолетних в школу и контроль, которые они осуществляли, несмотря на погодные условия. За время сопровождения ни один ребенок не совершил самовольного ухода из школы. Каждый ребенок всегда находился под наблюдением педагогов.

Реабилитация несовершеннолетних – вот основная задача, стоящая перед педагогическими работниками реабилитационного центра, которая решается посредством реализации программ, разработанных педагогами с учетом индивидуальных особенностей детей.

Цель общеобразовательных программ «Росток», «Спектр», «Радуга», «Я открываю мир» – это воспитание  психологически устойчивой личности, стремящейся к ведению здорового образа жизни, повышению личной культуры, толерантно относящейся к  людям  различного социального статуса.   Реализация данных программ рассчитана от 3 месяцев до полугода. Структура каждого занятия, включенного в программы  продумывалась так,  чтобы дети могли открыть для себя  новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый ребенок  в меру способностей и возможностей. Мероприятия данных программ реализовывались  через различные виды деятельности (выставки, конкурсы, викторины, экскурсии, мероприятия). В работе педагоги  использовали как традиционные  методы воспитания, так и  инновационные модели – целенаправленно организованные ситуации в  условиях сотворчества и сотрудничества,  способствующие расширению социального опыта детей. В ходе реализации мероприятий   программ по развитию личности ребёнка   за отчётный период    были проведены  консультации, беседы, дискуссии,  «круглые столы», семинары, мастер-классы, открытые занятия  и т.д.

В работе с детьми использовались как традиционные,  так и инновационные технологии,  на занятиях применялись  компьютерные технологии. Наряду с привычными беседами, лекциями, игровыми занятиями,  проводились  опыты, исследовательская деятельность. Большое внимание педагоги уделяли индивидуальной работе с детьми. Данные занятия      способствовали формированию адекватной самооценки, навыкам конструктивного общения,  формированию позитивных ценностных ориентаций, раскрепощению.  С помощью различных форм работы с детьми, подбираемых индивидуально к каждому ребенку воспитатели  добивались того, что зажатый замкнутый ведомый ребенок приобретал  свое мнение, появлялась  жизненная установка, проявлялась активность в различных видах деятельности.

Немаловажным фактором было желание воспитанников находиться в реабилитационном центре. Как уже говорилось выше, в учреждение были помещены дети по разным основаниям, в том числе и по акту инспектора ОПДН «О помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение». Это как раз та категория детей, которые чаще остальных склонны к самовольным уходам. С целью предупреждения уходов детей из центра, профилактики бродяжничества в учреждении в течение года была реализована программа «Другой мир», педагогами-психологами оказывалось максимальное содействие педагогам в предотвращении попыток уходов. Воспитатели тщательно контролировали пребывание детей в центре, были проведены беседы «Опасность на улице», «Опасный незнакомец» и другие. Социальные педагоги непрерывно находились рядом с детьми в период посещения образовательного учреждения, либо объектов культуры. В результате проделанной работы ни один воспитанник не совершил самовольный уход из учреждения.

В 2020-2021 учебном году грамотами учреждения за добросовестный труд, ответственность, отзывчивость и неравнодушие к судьбам воспитанников учреждения были награждены  педагоги: Гладкова О.С., Мамонтова О.А., Маргунова М.В., Ноздрина О.В., Рублева О.А., Черенкова И.В., Чернова М.Б..